Начало 21 века ознаменовалось изобретением велосипеда новой формации. Он представлял собой горный вариант, поставленный на колеса увеличенного диаметра. Привычные 26-дюймовые заменил 29" аналог.
Новичок получил имя Twenty-niner — производное от английского twenty nine, т. е. «двадцать девять». Что же такое современный найнер?
Стоит ли «изобретать велосипед»?
До появления найнера большие колеса не считались диковинкой и уже много лет активно использовались в велопроизводстве. Однако ими оснащались исключительно туринговые, циклокроссовые и шоссейные модели, а также велогибриды. Производство же маунтинбайков привычно шло по накатанной колее. В промышленном масштабе выпускались модели с колесами 559 мм.
Модернизировать МТБ 622 мм колесами, увеличив привычный стандарт на 76,2 мм, впервые предложил Джефф Эппс. Новаторская идея заинтересовала разработчиков. Стали проводиться эксперименты и появляться первые не серийные образцы.
Экспериментальным путем были отрегулированы оптимальные технические параметры ободьев и покрышек, усовершенствованы конструктивные особенности тормозов, увеличен диапазон передач в трансмиссии. Это было призвано увеличить скоростные параметры, повысить комфортабельность и позаботиться о безопасности.
В чем разница?
Укрупненные ободья и повышенный профиль резины стали основными отличиями найнера от обыкновенного горного байка. Но не единственными — в процессе разработок были:
-
расширены общие пропорции рамы, выполнена оптимизация под вилочный амортизатор с ходом от 80 до 120 мм;
-
приподнята на 50-70 мм кареточная система, удлинены перья;
-
перемещен на 1,5 см вверх центр тяжести;
-
заметно увеличен клиренс.
Традиционные сложности, присущие управлению большими колесами, устранила вилка, которая тесно прижимает их боковые части и предотвращает люфт. Испытания доказали: усовершенствования способствуют большей динамичности и лучшей маневренности. Это оправдало целесообразность серийного производства твентинайнеров, и поставило процесс на поток.
Уже к 2010 году нововведение достигло большой популярности. 29" даже возвели в ранг официального колесного стандарта такой дисциплины, как кросс-кантри. Оценили его и обычные велосипедисты.
Ровесник века: за и против
После первой обкатки и нескольких незабываемых приключений найнер становится любимчиком одних и разочарованием других. Причины заключаются в индивидуальных предпочтениях, особенностях комплекции, закоренелых привычках и правильности выбора.
Перед покупкой следует детально изучить общепризнанные достоинства твентинайнеров:
- Проходимость. Вездеходы подходят как для передвижения по каменистым тропам, снегу, песку, так и для езды по скользкому асфальту, брусчатке, бетону. Велосипед без проблем преодолевает природные и искусственные препятствия за счет меньшего угла соприкосновения с преградой.
-
Накат. Такая особенность становится заметной на трудных участках. Покорять путь легче за счет взятого ранее разгона и усилий, которые нужно потратить. Работать ногами на неровной дороге придется меньше, если двигаться на найнере, ведь увеличенные колеса легче справляются с буграми и ямами, буквально перекатываясь через них.
-
Мягкость движения. Увеличенная площадь контакта покрышки с дорогой обеспечивает лучшее сцепление, уменьшает тряску и сглаживает перепады, которые становятся незаметными из-за размера резины.
-
Максимальная скорость выше, чем у аналогов с меньшими колесами. На 29-х набирать ее быстрее, а удерживать — проще из-за лучшего крутящего момента и расстояния, которое найнер проходит за 1 вращение педали.
Наиболее существенный недостаток твентинайнера — габариты. Из-за размеров и веса возникают трудности с хранением и транспортировкой. Кроме того, бывает непросто подобрать комплектующие для ремонта. Несмотря на возраст, двухколесные великаны распространены меньше прочих собратьев, и запчасти на них производят в ограниченных количествах.
Дело в том, что управление гигантом становится настоящим испытанием для физически слабых, неподготовленных велосипедистов, особенно низкорослых. Им проблематично разгонять тяжелый велосипед и маневрировать им. Нелегко дотягиваться до руля и педалей, неудобно спрыгивать, особенно если нет времени собраться и сделать это безопасно. Всегда присутствует риск падения с высоты или удара промежностью.
МТВ для высоких: секрет успеха
Исходя из указанных минусов считается, что габаритный, мощный велосипед идеально подходит тем, чей рост — от 180 см и выше. Это действительно так.
Увеличенная рама, достаточная высота посадки, расположение руля делают комфортным даже длительное пребывание в дороге. Спортсмен имеет возможность полноценно распрямить длинные руки и ноги, расслабить спину, снять мышечное напряжение и общую усталость.
Подобной возможности лишены те, кто вынужден передвигаться на велосипедах обычного размера. 27,5-дюймовых колес и седла, выдвинутого на максимум, не всегда достаточно для того, чтобы свободно чувствовать себя во время долгого путешествия по пересеченной местности. Из-за этого маунтбайкеры на велосипедах, не подходящих по росту, утомляются гораздо быстрее, несмотря на физическую форму, закалку и выдержку.
Если оценивать визуальную составляющую, нельзя не отметить: более гармонично выглядит на найнере крупный человек, который не вызывает у окружающих насмешливых улыбок. Вдобавок он не испытывает трудностей, когда приходится справляться с массивным двухколесным транспортом в не самых легких условиях — к примеру, в ненастную погоду или на бездорожье.
Но практические наработки постепенно делают новые модели более практичными и доступными для применения невысокими людьми, включая женщин, чей рост составляет 165-170 см.
Компромисс заключается не только в оснащении найнера уменьшенной рамой при классических 29-дюймовых колесах, но и в изменениях ее геометрии при сохранении размеров. Понижение уровня и больший наклон верхней трубы делают управление удобнее, расширяют пространство и минимизируют возможность неприятных ушибов.
Нет единого мнения насчет практичности найнера. Не ошибиться и обзавестись надежным «железным конем» помогут не только полезные советы, но и собственная практика. Стоит прокатиться на таком транспорте по трассам разной сложности, чтобы испытать на себе все достоинства и недостатки эксклюзивного велосипеда.